На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИНТЕРНЕТ ШКАТУЛКА

393 подписчика

Свежие комментарии

  • Ольга Володина
    😊Сексуальные красо...
  • Дмитрий Соколов
    Херня. При подготовке перелёта самолёт и экипаж инспектировал Алкснис. Вывод: у Гризодубовой - сильнейшая простуда, у...За что Валентина ...

Гардероб прекрасной "сильфиды петербургских балов"

Автор - Оксана_Лютова


"Когда была бы ты богиня
Зевес Венеру бы забыл,
И милой Зинаиды имя
Весь мир во храмах бы твердил.
Когда б родилась ты царицей,
Величием окружена,
То новою тебя Фемидой
Назвали бы все племена".

К.А. Бахтурин



Зинаида Ивановна Юсупова (урожденная княжна Нарышкина) небезосновательно считалась одной из самых ярких петербургских красавиц николаевского времени. Она была одной из богатейших дам Империи, в свете поговаривали о том, что ею одно время был увлечен сам Император, современники восхваляли не только ее красоту и изысканный вкус, но и проницательный ум. Она скупала редкие драгоценности, дворцы и замки.[more]

Ее прекрасный облик донесли до нас портреты Кристины Робертсон, о ней оставили воспоминания многие современники, но что самое интересное - сквозь вихрь революций и войн до наших дней каким-то чудом сохранились ее наряды, туфельки, перчатки... Все это дает еще более полную картину того великолепия, которое окружало княгиню и которым славился великосветский Петербург.







"...В устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной… Все четыре были красавицы писаные, все четыре – звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света" - В.А. Соллогуб.




Долли Фикельмон описывала Зинаиду Ивановну как "высокую, тонкую, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой".



Два бальных наряда княгини:


1) Платье бальное из серебристого газа с узором из белого шелка в виде цветов, на белом атласном чехле. Короткие рукава-буфы украшены вышивкой шелком, лентами и стальными блестками. Бие на лифе, манжеты, пояс и руло по подолу из белого атласа. Юбка декорирована вышивкой в виде веток плакучей ивы с розетками из лент и стальных блесток, между которыми идет волнообразная кайма из тесьмы, с двумя рядами расположенных внизу головок цветов с вышитыми стеблями и лепестками из белого атласного бие, с лепестками из стальных блесток. Между рядами пущен узор из пришитой фестонами басонной шелковой каймы.


2) Платье бальное из розового тюля на чехле из белого атласа. Короткие рукава-буфы украшены вышивкой из синели и стальных блесток в виде горошин и листьев сирени. Бие на лифе, манжеты на рукавах, пояс и руло по подолу из розового атласа. Юбка декорирована вышивкой в виде гирлянды из лент с бантами и веток сирени, выполненной синелью, бусами и стальными блестками, идущей от середины юбки к поясу. Низ юбки обшит каймой из шелковых лент, перехваченных букетиками сирени; пространство юбки между ними расшито горошинами из стальных блесток, обшитых синелью.






На одном из январских балов 1833 г. "княгиня Юсупова была прелестна и, полагаясь на красоту своего лица, позволила себе причудливую прическу, которая делала ее восхитительной она украсила виски двумя букетиками левкоев."

Княгиня очень любила балы и долгое время считалась их главным украшением, однако в 1835 году она упала и повредила ногу. Об этом также писала Долли Фикельмон:


"Несчастный случай отнял у танцующих княгиню Юсупову, истинную сильфиду балов. Минувшей осенью, в Москве, она упала с дрожек и сломала себе бедро, теперь передвигается на костылях и, как считают, едва ли оправится полностью. Эта молодая женщина, впрочем, чересчур пустая и эфемерная, мужественно и не унывая переносит свое горестное состояние. Любая другая на ее месте приняла бы случившееся с благочестивой покорностью, разумностью или самоотрешенностью. Ее же, как утверждают те, кто хорошо ее знает, крепит легкомыслие. Она всюду является разодетой, находит удовольствие в тысячах мелочей и сохраняет веселость."






Наряды сильфиды балов: блондовые платья З.И. Юсуповой



"С тех пор, как княгиня Юсупова покинула общество из-за того прискорбного происшествия, Император навещает ее раз в неделю. Он восхищался ею, когда она украшала балы своими грациозными танцами и красивыми туалетами, но не был в нее влюблен. Она совсем не умна, не представляет интереса даже своим характером. Неизменная доброта Императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивой, нарядной и элегантной даме, — вот единственные причины этого продолжающегося почитания."





Перчатки З.И. Юсуповой 1831 год





Атласные туфельки, 1840-е. Предположительно принадлежали З.И. Юсуповой.



Мария Каменская была на одном из балов устроенном княгиней и вспоминала о том, какое сильное впечатление на нее произвела эта удивительная дама: "Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. Помню, что на бале у неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева, до половины палки и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное. Должно быть, к нему же княгиня подобрала и весь свой наряд: платье на ней было не лёгкое, не бальное, а тяжёлого голубого штофа; на голове у неё около лба горела одна только большая бриллиантовая звезда, в заднюю причёску волос были как-то впутаны два газовые шарфа; один голубой с серебряными звёздами, а другой белый с золотыми, и оба они упадали до самого пола. Удивительно хороша была она в этом наряде! Не знаю, как другим, а мне она даже совсем не казалась похожа на простую смертную, а скорей на какую-то фею или добрую волшебницу из сказочного мира. Особенно княгиня была эффектна, когда прогуливалась по своим великолепным чертогам под руку с красавцем, русским богатырем, императором Николаем Павловичем".





Платье бальное из тюля на чехле из розового атласа. Короткие рукава-буфы украшены букетиками из искусственных цветов. Лиф с заложенной складками драпировкой «а ля Севинье», бие на лифе и пояс из атласа того же цвета. Юбка гарнирована шелковыми лентами в тон, сквозь которые пропущены перекрещенные и идущие волнообразно галуны из палевого шелка и металлических бус. Низ юбки декорирован шелковыми и тюлевыми раковинами и обшит каймой с металлическими бусами, с широкой каймой из букетов искусственных цветов с листьями, вырезанными из тюля. Подол обшит атласным руло.





О визите к З.И. Юсуповой вспоминал Я.К. Грот: "С Урусовой и Юсуповой я было давно не виделся; но чтобы удовлетворить твоему любопытству, отправился к ним вчера вечером. Не застав Урусовой, поехал я к Юсуповой. Она была одна и сидела в чудесном еtablissement перед окном, любуясь видом. Тут же сел и я. Она приняла меня очень ласково и встретила словами: Сommе tе suis сontente de vous voir enfin chez moi! Какая разница против Урусовой! По интересу разговора и образованности, какая в нем обнаруживается, это одна из редких дам большого света. Более двух часов сряду мы, не вставая с места, толковали о литературе и политике..."




Дневное платье княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, Россия 1826 год. Шерсть, атлас, льняная ткань.



Не уступали в великолепии нарядам и драгоценности Зинаиды Ивановны. Так Л.В. Дубельт отмечал в дневнике: "Княгиня Юсупова купила за 500 тысяч рублей ассигнациями бриллиант «Северная Звезда», принадлежавший некогда князю Потемкину-Таврическому и от него перешедший в семейство Юсуповых. Бриллиант этот потом принадлежал Рибопьеру и был продан в Англии."





Бриллиант "Полярная звезда" via
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх